Image

КОД 95

Безопасность на дорогах - одна из серьезных проблем как национального, так и международного характера, требует выработки общей стратегии и совместных мер по обеспечению безопасности дорожного движения. Смертность и травматизм в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) не только серьезной проблемой глобального здравоохранения людей, но и фактором, резко и негативно влияет на социально-экономический прогресс и достижения странами поставленных целей развития.

Данные, представленные в докладах Всемирной организации здравоохранения, неутешительны. Дорожно-транспортные травмы занимают восьмое место в списке основных причин смертности людей в мире и является главной причиной смерти молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет и одной из трех основных причин смерти лиц в возрасте от 5 до 44 лет. Ежегодно на дорогах мира погибает более 1200000 человек, а не смертельные травмы получают до 50 млн человек.

Согласно экспертным оценкам, глобальные потери в результате дорожно-транспортного травматизма составляют в целом 518 млрд долларов США, а соответствующие расходы правительств мировых стран - от 1% до 2% от валового внутреннего продукта (далее - ВВП). В то же время страны с низким и средним уровнем дохода теряют около 3% ВВП по результатам ДТП.

Осознание международным сообществом серьезности проблемы дорожной безопасности дало мощный толчок активным действиям правительств при поддержке Организации Объединенных Наций (далее - ООН), международных организаций, Всемирного банка, региональных банков развития и других финансовых организаций на национальном, региональном и глобальном уровнях. Значительным шагом вперед в развитии глобального взаимодействия в этой области стало объявление периода с 2011 по 2020 годы Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения. В связи с этим 2 марта 2010 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция № 64/255 «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире», соавторами которой стали 69 стран-членов. К реализации указанной Резолюции также присоединилась и Украина.

Итак, безопасность дорожного движения является общемировой проблемой, и сегодня многие страны как на национальном, так и на глобальном уровнях пытаются уменьшить количество погибших и травмированных на автомобильных дорогах. Не исключением является и Украина, для которой как никогда сейчас актуален вопрос повышения уровня безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах страны.

Кроме того, по причине расформирования Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Украины и переходного периода в 2015 - 2016 годах, связанного с созданием Национальной полиции Украины, а также прекращения действия в Украине Порядка учета ДТП, статистические данные о ДТП и их последствий трудно считать объективными и достоверными.

Несмотря на это уровень смертности и травматизма на дорогах Украины остается недопустимо высоким - в общем ежегодно происходит более 4 тыс. смертей, получают травмы различной степени тяжести более 30 тыс. человек.

Вместе с тем иностранные инвестиции в украинскую экономику зависят от развития инфраструктуры и транспорта, и возможности его безопасного движения, поэтому так как количество ДТП в среднем в 3 раза больше, чем в развитых странах, без принятия действенных мер можно предсказать будущий негативное влияние указанного фактора на процесс привлечения иностранных инвестиций в Украину и экономику в целом.

Транспорт как инфраструктурная отрасль Украины должна развиваться опережающими темпами с целью содействия быстрому экономическому и социальному развитию страны и ее участия в международном разделении труда.

Профессионально-техническое образование - одна из важных образовательных подсистем, глубоко интегрированной с производством и сферой предоставления услуг и играет ключевую роль в построении конкурентоспособной отечественной экономики.

В то же время профессиональное обучение не является целью как таковой, однако олицетворяет собой инструмент осуществления политики в рамках определенной административной или правовой структуры. Его контекст обусловливает определенные потребности, ограничении и решения.

С любой организации целенаправленной подготовки кадров в разных странах мира необходимо иметь представление об их функциональное контекст и основные обстоятельства. Характер организационных структур и сферы компетенции этих служб также являются решающими факторами при определении мероприятий по подготовке кадров.

Низкий профессионализм работников ведет к целому ряду негативных последствий, которые могут привести к достаточно высоких материальных и финансовых потерь, а также к потере общественного доверия. Руководителям необходимо четко понимать, в чем состоят такие последствия, который их денежное измерение, и в результате доводить эту информацию до сведения всех работников.

Не исключением является и профессионализм, и квалификация работников автомобильного транспорта.

В настоящее время законодательно определены требования к профессиональному уровню водителя, который допускается к предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов, но полностью отсутствует государственный механизм такого допуска.

Это привело к тому, что на автотранспорте общего пользования работают водители, которые имеют только формальное право управления соответствующим транспортным средством, но не имеют элементарных знаний о правовых особенностях предоставления услуг. Такое положение практически без ограниченного допуска водителей к работе на автобусных маршрутах и ​​на грузовом автомобильном транспорте имеет крайне негативные последствия как безопасности перевозок, так и снижение качества обслуживания и многочисленным нарушениям прав пассажиров и заказчиков услуг. Кроме того, лица, отвечающие за организацию и безопасность перевозок, охрану труда и пожарную безопасность, не имеют необходимых элементарных знаний о правовых норм национального и международного законодательства в этой сфере, по организации и безопасности транспортного процесса, управление предприятием, доступа к рынку транспортных услуг, обеспечение надлежащего технического состояния транспортных средств, социально-трудовых отношений, гражданского, коммерческого и налогового права, охраны труда, пожарной безопасности и тому подобное.

Такое положение вещей приводит к высокому уровню аварийности на коммерческом автомобильном транспорте, снижение уровня качества перевозок и их безопасности.

Сейчас проблема заключается в том, что в Украине отсутствует надлежащая подготовка водителей и персонала автомобильного транспорта и не предусмотрена проверка профессиональной компетентности, как это происходит в европейских странах.

Необходима специальная профессиональная подготовка руководителей и специалистов для оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов, основанная на приобретении необходимых знаний по правовому обеспечению предоставления услуг, в частности знаний таких предметов как: коммерческое и финансовое управление предприятием; технические стандарты и операции; безопасность дорожного движения; доступ к рынкам; элементы торгового, социального и трудового, гражданского и налогового законодательства, безопасность перевозок, охрана труда и пожарная безопасность, служит залогом уменьшения таких негативных последствий как ДТП.

Такой подход соответствует основным принципам европейского законодательства по этим вопросам, а практика специальной подготовки руководителей и специалистов автомобильного транспорта и регулирования допуска автомобильных перевозчиков к рынку предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов по критерию профессиональной компетентности существует во многих странах ЕС и почти во всех развитых странах мира.

В законодательстве ЕС эти вопросы нормирован Регламентом (ЕС) № 1071/2009 Европейского парламента и Совета от 21 октября 2009 года, устанавливает общие правила об условиях, которые необходимо соблюдать для занятия деятельностью оператора автомобильных перевозок, и отменяет Директиву Совета 96/26/ЕС (этот Регламент применяется, начиная с 4 декабря 2011 года) (далее - Регламент (ЕС) № 1071/2009).

Нормами этого акта европейского законодательства предусмотрено, что доказательством профессиональной компетенции должно быть свидетельство профессиональной компетентности, выданное органом или учреждением, предназначенными для этой потребности государств-членов ЕС.

Что же касается водителей, то необходима специальная профессиональная подготовка водителей для предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов, основанная на получении необходимых знаний законодательных и нормативно-правовых документов по вопросам технологии перевозок, статуса водителя относительно его прав и обязанностей, правоотношений его с пассажирами, заказчиками услуг, собственниками груза и другими лицами, которые причастны к организации транспортного процесса, также предусмотрена европейским законодательством.

Практика специальной подготовки водителей и регулирования их допуска к рынку по перевозке пассажиров и грузов также существует почти во всех развитых странах ЕС и мира и такой подход соответствует основным принципам европейского законодательства по этим вопросам.

В частности, Директива 2003/59/ЕС Европейского Парламента и Совета от 15 июля 2003 года о начальной квалификации и периодическую подготовку водителей некоторых видов автомобильного транспорта для перевозки товаров или пассажиров, вносящий изменения в Регламент Совета (ЕЭС) № 3820/85 и Директивы 91/439/ЕС (далее - Директива 2003/59/ЕС), предусматривает, что водители, которые занимаются перевозкой товаров или пассажиров, должны иметь сертификат о профессиональной компетентности.

Сфера действия автотранспорта общего пользования требует от водителей иной профессиональной подготовки, которая включает приобретение знаний по технологии предоставления услуги, прав и обязанностей водителя, пассажира, заказчика услуги, основ финансовых расчетов за услуги и формирования тарифов, правил закрепления груза в кузове автомобиля и совместимость грузов при перевозке, основ законодательства и документооборота при осуществлении внутренних и международных перевозок, необходимости оказания первой медицинской помощи пассажирам при различных случаев, включаю и дорожные происшествия, и ряда других вопросов.

Подготовка водителей для работы на автотранспорте общего пользования также важной задачей социальной защиты пользователей услугами общественного автотранспорта.

Становится вполне логичный вопрос, если существуют правовые требования к профессиональному уровню водителей при предоставлении услуг по перевозке пассажиров и грузов, то обязательно должен быть государственный механизм, гарантирующий допуск водителя к работе в определенной сфере только при условии соответствия этим требованиям.

Решение этих и ряда других вопросов может осуществляться внедрением в Украине эффективной системы государственного регулирования этих вопросов.

В первую очередь - это профессиональная подготовка водителей для работы на рынке автомобильных транспортных услуг система подтверждения соответствия водителей законодательным требованиям к этому виду деятельности. Такой подход в полной мере соответствует практике большинства развитых стран Европы и обеспечивает определенный нормативно уровень безопасности и качества предоставления таких услуг.

Автотранспорт общего пользования должен быть основой автотранспортной системы Украины и базироваться на высоком профессиональном уровне организации перевозок, высоком профессиональном уровне водителей и обеспечения ими высокого уровня транспортной культуры и дисциплины на дорогах.

Стоит также отметить, что в 2014 году подписано Соглашение об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны (далее - Соглашение об ассоциации), которую Верховная Рада Украины ратифицировала.

В соответствии с Соглашением об ассоциации Стороны способствуют осуществлению эффективных и безопасных транспортных перевозок.

Подписав Соглашение об ассоциации Украина взяла на себя обязательства по внедрению положений ряда директив и регламентов ЕС, в том числе по вопросам безопасности дорожного движения и области автомобильного транспорта в целом.

Европейская интеграция - непростой и комплексный процесс, который может затянуться на годы. Поэтому изучение европейского опыта создания, внедрения, функционирования и дальнейшего поддержания системы сертификации профессиональной компетентности работников сферы автомобильного транспорта является крайне важным для современной Украины.

Соглашение об ассоциации является основой политики технического сотрудничества в различных областях. Раздел Соглашения об ассоциации, посвященный транспорта, предусматривает сотрудничество сторон, направленную на содействие реструктуризации и модернизации транспортной отрасли Украины, а также ее постепенное приближение к действующим нормам и стандартам Европейского Союза, в частности, предусматривает внедрение эффективных, безопасных и надежных транспортных операций.

Требования по подготовке и повышению квалификации работников автомобильного транспорта формируют часть политики ЕС по безопасности дорожного движения. В то же время важно, что нормативно-правовая база ЕС по этим вопросам включена в Соглашение об ассоциации (приложение ХХХІІ к Соглашению об ассоциации) путем обязательности имплементации Регламента (ЕС) № 1071/2009 - относительно профессиональной и профессиональной компетентности руководителей, менеджеров ( управляющих) по автомобильным перевозкам и Директивы 2003/59/ЕС - отношении водителей транспортных средств для предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

Устранение системных проблем и пробелов в обеспечении безопасности дорожного движения в Украине и улучшения ситуации с аварийностью на дорогах требует формирования целостной и последовательной государственной политики в этой сфере в соответствии с политикой международных организаций с учетом ведущих мировых технологий и практики, а также различных национальных условий, возможностей, потребностей и приоритетов.

Image